ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Материальные потоки и логистические операции

 
3.1. Понятие материального потока

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других ма­териальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото­выми изделиями — начиная от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различ­ными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального по­тока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли [1].

На рис. 17 приведена принципиальная схема матери­ального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосред­ственно на хранение [2], а может попасть на участок хране­ния, предварительно пройдя приемку. В выходные дни при­бывший груз размещают в приемочной экспедиции, отку­да в первый же рабочий день передают на склад. Весь по ступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточива­ется на участке хранения.

 
Рисунок 17 - Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли
 
Пути движения груза из зоны хранения на участок по­грузки также могут быть различными. На рис. 17 изображе­ны 4 варианта:

1) участок хранения — участок погрузки;

2) участок хранения — отправочная экспедиция — участок погрузки;

3) участок хранения — участок комплектования — от­правочная экспедиция — участок погрузки;

4) участок хранения — участок комплектования — уча­сток погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разно­образные операции: разгрузка, укладка на поддоны, пере­мещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции [3].Объем работ по от­дельной операции, рассчитанный за определенный проме­жуток времени, за месяц, за год, представляет собой мате­риальный поток по соответствующей операции. Совокупный материальный поток для всего предприя­тия оптовой торговли определяется суммированием мате­риальных потоков, протекающих на отдельных участках.
В кнеге дается пример расчета материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов.
 
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в про­цессе приложения к ним различных логистических опера­ций и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения гру­зов, деталей, товарно-материальных ценностей через транс­портные, производственные, складские звенья позволяет: увидеть общий процесс продвижения изменяющего­ся продукта к конечному потребителю; проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения гру­за (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица изме­рения времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока — т/год.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза желез­нодорожным транспортом. В тот момент, когда груз нахо­дится в пути, он является материальным запасом, так на­зываемым запасом в пути.

3.2. Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассмат­риваемые в процессе приложения к ним различных логис­тических операций. Большое разнообразие грузов и логис­тических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необхо­димо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения боль­шой группы операций. Например, при проектировании рас­пределительной сети и определении количества и размеще­ния складов. При решении других задач — например, при организации внутрискладского логистического процесса, — детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношение к логистической системе;

- натурально-вещественный состав потока;

- количество образующих поток грузов;

- удельный вес образующего поток груза;

- степень совместимости грузов;

- консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный ноток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды.
 
Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
При сохранении на предприятии запасов на одном уров­не входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходи­мо, так как ассортиментный состав потока существенно от­ражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, ры­бой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно от­личаться от логистического процесса на картофелехранили­ще, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в про­цессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совме­щения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомоби­лями.

По удельному весу образующих поток грузов материаль­ные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматривае­мые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 — например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые мате­риальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продоволь­ственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и налив­ных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозить­ся в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в кон­тейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) — как правило, минерального происхождения. Пере­возятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживать­ся, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это мо­гут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы — грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с на­ливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

[1] В качестве примера выбран склад как наиболее типичный объект, встре­чающийся на пути движения материального потока от первичного источни­ка сырья к конечному потребителю.

[2] Большое количество однородного товара после разгрузки, очевидно, бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.
 
[3] Понятие логистической операции рассматривается ниже.

[4] Максимально снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки {рис. 17). Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от дос­тавки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рын­ке, что также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной систе­ме учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

{SITELINK-S209}вернуться к теме 2{/SITELINK}            {SITELINK-S229}продолжение темы{/SITELINK}                {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}


Капитал предприятия Издержки предприятия Глоболизация Управление рисками Природоохранная деятельность Логистические операции Логистические системы Методы логистики  Капитал предприятия Распределение прибыли предприятия 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//