ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Концепции и функции логистики - продолжение

 

2.4. Организационная структура логистики на предприятии

 

Успешное управление материальными потоками на от­дельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситу­ация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, орга­низации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

Отсутствие структур логистики на предприятиях Рос­сии — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логисти­ки, чем выраженное нежелание.

Реализация функции управления материальными по­токами в исторически сложившихся структурах управле­ния показана на рис 14.

Директор

Снабжение

Производство

Сбыт

- контроль состояния запасов материальных ресурсов;
- транспортировка сырья;
- выполнение поглузо-разгрузочных и транспортно-складскихработ;
- размещение складов снабжения;
- подготовка бюджета закупок
- контроль и управление запасами на всех стадиях технологического процесса производства;
- производственное планирование;
- производственное складирование;
- внутрипроизводственная транспортировка сырья, материалов и полуфабрикатов;
- подготовка бюджета производства
- управление и контроль запасов готовой продукции;
- выполнение операций на складах готовой продукции
- транспортировка готовой продукции;
- размещение складов в сбытовой сети;
- подготовка бюджета сбыта
 
Рисунок 14 - Традиционная система управления материальными потоками предприятия
Принципиальный недостаток данной структуры заклю­чается в том, что перечисленные на рисунке группы логи­стических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу[1].

Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем[2] (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их склады­вается случайно, т. е. не исключено, что при проектирова­нии сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

Связи между операциями четко не определены и уста­навливаются зачастую по случайному закону.

Организация этих операций в единую функцию специ­ально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Иптегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обес­печивают возможности оптимизации управления материаль­ными потоками на предприятии.

На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимает­ся закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями ра­циональной организации совокупного материального пото­ка, проходящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление все­ми операциями как единой деятельностью. Для этого на пред­приятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с постав­щиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Возможная структура органа управления сквозным мате­риальным потоком на предприятии представлена на рис. 15.
 

Директор

Управляющий материальным потоком

Планирование и контроль

Управление операциями

Управление запасами

- оперативное календарное планирование выпуска готовой продукции;
- планирование транспортных процессов;
- планирование складской сети;
- контроль бюджета;
- информационные системы
- управление операциями на складе;
- управление операциями на транспорте;
- управление операциями в процессе обслуживания производственных процессов
- планирование спроса;
- управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- выбор тары и упаковки
 
Рисунок 15 - Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии
 

Предлагаемая структура позволяет выделить на пред­приятии единую функцию управления сквозным матери­альным потоком.

На предприятии могут иметь место и другие структу­ры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

 

2.5. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства и финансами

 

В § 2.3 дано примерное распределение логистических функций между различными категориями предприятий и организаций. Рассмотрим теперь более детально как взаи­модействует служба логистики с другими службами отдель­ного предприятия.

Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаи­мосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии служ­бой маркетинга:

Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

Анализ потребителей.

Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.

Планирование услуг, оптимизация рыночного пове­дения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой мар­кетинга без участия службы логистики, то третья и чет­вертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы ло­гистики будет обеспечение производства сырьем, управле­ние запасами, транспортировка, причем все в разрезе но­вого вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований ло­гистического сервиса. Выполняются эти требования систе­мой логистики.

В общем случае деятельность служб логистики и мар­кетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов — функция маркетин­га. Прочностные параметры пакетов — логистика. Объем пакета — и маркетинг, и логистика. Геометрические пара­метры пакета — в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы — задача в большей степени ло­гистики. Однако, учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и служ­бой маркетинга.

Логистика и планирование производства. Служба ло­гистики на предприятии тесно взаимодействует с планиро­ванием производства. Это обусловлено тем, что производ­ство зависит от своевременной доставки сырья, материа­лов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного ма­териального потока (следовательно и организующая снаб­жение предприятия), должна участвовать в принятии ре­шений о запуске продукции в производство, так как обес­печивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с произ­водством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служ­ба логистики, естественно, должна участвовать в формиро­вании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логи­стикой при реализации этой функции приводит к увеличе­нию запасов на разных участках, созданию дополнитель­ной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистичес­кого процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также кон­троль за его соблюдением — также совместная задача служ­бы логистики предприятия и службы планирования произ­водства.

Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятель­ность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объе­мы запасов, служба логистики, естественно, будет исхо­дить не только из экономических расчетов, но и из реаль­ных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управле­ние транспортными, а также складскими затратами.

 

2.6. Логистика и стратегическое планирование

 

Вопросы, логистики должны включаться в общий биз­нес-план предприятия. Так, в процессе анализа рынка и определения политики необходимо выявить потреб­ности покупателей и выбрать каналы распределения. В процессе оценки различных альтернатив политики и пос­ледующего определения наиболее конкурентных стратегий важно учесть все факторы, связанные с поставкой, хране­нием и продвижением товара. 

Компании зачастую не включают логистику в корпора­тивное планирование и, соответственно, недополучают при­быль. Причина заключается в динамичной сущности про­цесса управления материальными потоками. Логистику в этих предприятиях часто отождествляют со снабжением, трак­туют как краткосрочный фактор и мало соотносят с долго­срочным планированием.

Логистика является как краткосрочным, так и долгосроч­ным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финан­совых и материальных затрат на логистику, а также степень ее влияния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия и там, где необходи­мо введение элементов логистики в общий бизнес-план.

 


[1] Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем представлена в гл. 5.

[2] Понятие и свойства систем рассматриваются в гл. 4.

 
 
{SITELINK-S208}к началу темы{/SITELINK}     {SITELINK-S228}переход к теме 3{/SITELINK}      {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}

Производственное кооперирование и специализация Экономическое значение комбинирования Понятие логистики - продолжение Понятие логистики - продолжение Концепции и функции логистики Рефераты по экономике предприятия Методы оценки экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий Сегментирование рынка, позиционирование товара. Рыночная стратегия Механизм функционирования рынка, инфраструктура рынка Доходы и расходы организации. Планирование прибыли предприятия 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//