ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Концепции и функции логистики

 

2.1. Концепция и принципы логистики

 

Концепция — система взглядов, то или иное понима­ние явлений, процессов; основной, конструктивный прин­цип различных видов деятельности.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Деятельность по управлению материальными потока­ми, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического раз­вития. Новизна логистики заключается прежде всего в сме­не приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предпринимате­ли лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциа­лом повышения эффективности обладает сквозной монито­ринг всех этапов движения сырья, деталей и готовой про­дукции в экономике.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным конст­руктивным принципом, на котором строится управле­ние материальным потоком, является принцип систем­ности, означающий организацию и осуществление заку­пок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Материальные потоки в экономике складываются в ре­зультате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участ­ники смогут согласовать свою деятельность в целях рацио­нализации совместного объекта управления — сквозного материального потока, то все вместе они получат суще­ственный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пре­делах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оп­тимизируя совокупный материальный поток на всем протя­жении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все эле­менты макрологистических и микрологистических систем, должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувя­занных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим воп­росам, касающимся организации материальных потоков.

Более подробно существо системного подхода к управ­лению материальными потоками рассматривается ниже.

Наряду с системностью к исходным положениям (прин­ципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариант­ность.

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.

Комплексность:

- формирование всех видов обеспечения (развитой ин­фраструктуры) для осуществления движения потоков в кон­кретных условиях;

- координация действий непосредственных и опосред­ствованных участников движения ресурсов и продуктов;

- осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;

- стремление фирм к тесному сотрудничеству с вне­шними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

Научность:

- усиление расчетного начала на всех стадиях управле­ния потоком от планирования до анализа, выполнение подроб­ных расчетов всех параметров траектории движения потока;

- признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

Конкретность:

- четкая и точная оценка всех   ресурсов, используе­мых при осуществлении логистического   процесса: финан­совых, трудовых, материальных и т.д.[1]

- осуществление движения с наименьшими издержка­ ми всех видов ресурсов;

- руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, резуль­таты работы которых измеряются полученной прибылью.

Конструктивность:

- диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения;

- тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.

Надежность:

- обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;

- широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и техноло­гии ее обработки.

Вариантность:

- возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса[2]  и другие возмущающие воздействия внешней среды;

- целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Наряду с перечисленными принципами концепция ло­гистики раскрывается также следующими положениями:

- учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;

- гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

- развитие логистического сервиса.

Гуманизация технологических процессов и развитие логистического сервиса подробно рассмотрены в следую­щих двух параграфах. Учет логистических издержек рас­смотрен в гл. 6. 

 

2.2. Гуманизация технологических процессов и развитие логистического сервиса

 

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда

Одним из значимых элементов логистических систем яв­ляются кадры, т. е. специально обученный персонал, способ­ный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет нали­чие здесь "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адек­ватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицирован­ного персонала, а значит, элемент "кадры" в логистической системе будет так называемым узким местом.

На российских предприятиях все чаще можно встре­тить современную импортную подъемно-транспортную тех­нику: авто- и электропогрузчики, штабелеры и т. п. Высо­кая комфортность работы водителя, которую обеспечивают эти средства труда, окупается, так как она дает возмож­ность привлечь на работу более требовательных, а следо­вательно, и более ответственных рабочих, что является необходимым условием надежного функционирования лю­бой логистической системы.

Развитие логистического сервиса

Нишу на рынке можно занять: повышая качество товара; выпуская новый товар; повышая уровень логистического сервиса.

Применение первых двух стратегий объективно огра­ничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих товар одинакового качества, В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уро­вень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре, приемлемыми партиями, с подобранным ас­сортиментом и т. п..

 

2.3. Функции логистики

 

В процессе управления материальными потоками в эко­номике решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а следова­тельно, и объема перевозок; определения оптимальных объе­мов и направлений материальных потоков; организации скла­дирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате дея­тельности различных предприятий и организаций, произ­водящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказы­вающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потока­ми играют следующие предприятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

- коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

- предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой
продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товародвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "фун­кция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направ­ленных на реализацию целей логистической системы.

В табл. 2 дается перечень основных логистических фун­кций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих фун­кций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового парт­нерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

 
Название логистических функций

Участник логистического процесса

транспорт общего пользования

предприятия оптовой торговли

коммерческо-посреднические организации

склады сырья и склады готовой продукции предприятий-
изготовителей
Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров и ли оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

Определение объемов и направлений материальных потоков

 

Х

Х

Прогнох оценки потребности в перевозках

Х

Х

Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

 

 

Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

 

Х

Х

Управление запасами в сфере обращения

Х

Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

 

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.)

 

Х

 

Х

Управление складскими операциями (сдача, приемка грузов по количеству и качеству , хранение, подсортировку, подготовка необходимого ассортимента и т.д)

 

Х

 

Х

 
Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

- все перечисленные в табл. 2 функции взаимоувяза­ны и направлены на управление материальным потоком, т.е. весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели;

- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной орга­низации хозяйственной деятельности, заключается прежде всего в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Оптимизация материальных потоков при традиционной модели хозяйствования происходит, как правило, в преде­лах одной функции без учета последствий в смежных обла­стях. Например, оптимизация запасов в снабжении без уче­та последствий в транспорте, производстве и сбыте. Говорить в этом случае об управлении запасами как о логисти­ческой функции нельзя.

Критерием эффективности реализации логистических фун­кций является степень достижения конечной цели логистичес­кой деятельности, выраженной шестью правилами логистики.


[1] Традиционно объем использованных ресурсов оценивается в разрезе от­дельных функций. Например, на складе начальник участка комплектации учитывает количество человеко-часов, потраченных комплектовщиками в течение дня. Отдельно экспедиционная служба оценивает количество трудо­вых ресурсов, потраченных за день на доставку клиентам заказанных това­ров. Другие службы также с той или иной степенью точности знают расход трудовых ресурсов. Однако точное количество человеко-часов, которое склад тратит для выполнения типового заказа, зачастую не знает никто.
[2] Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повыша­ет степень неопределенности спроса на них, обуславливает резкие колеба­ния качественных и количественных характеристик материальных пото­ков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способ­ность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды яв­ляется существенным фактором устойчивого положения на рынке. 
 
 {SITELINK-S207}возврат к предыдущей теме{/SITELINK}             {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}                 {SITELINK-S209}продолжение главы 2{/SITELINK}

Концентрация производства, показатели оценки Производственное кооперирование и специализация Экономическое значение комбинирования Понятие логистики - продолжение Понятие логистики - продолжение Концепции и функции логистики - продолжение Рефераты по экономике предприятия Методы оценки экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий Сегментирование рынка, позиционирование товара. Рыночная стратегия Механизм функционирования рынка, инфраструктура рынка 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//