ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Логистические затраты

 

Глава 6. Учет издержек в логистике

Одна из задач логистики — выде­лить отдельный заказ и устано­вить, какое количество различ­ных ресурсов требуется на его выполнение

6.1. Проблемы учета издержек в логистике

Логистика материальных потоков изучает комплекс опе­раций, обеспечивающих продвижение вещественных пред­метов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим опера­циям с позиции интересов сквозной системы позволяет го­ворить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное "логистический" будет неуместно.

Использование термина "логистические операции" пред­полагает конечную цель логистического менеджмента — рационализацию именно сквозных цепей.

Логистические издержки (logistical cost) — затра­ты на выполнение логистических операций.

Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно издержки на выполнение ло­гистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.

Основными составляющими логистических издержек являются:

  • транспортно-заготовительные расходы;
  • затраты на содержание запасов.

Значимость задачи сокращения этих издержек посред­ством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения.

В общенациональном масштабе логистические издерж­ки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд. долл. или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд. долл. — транспортно-заготовительные расходы, 158 млрд. долл. — затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд. долл. админи­стративно-управленческие расходы [19, с. 123].

В пределах предприятия логистические издержки рас­считывают [19]:

  • в процентах от суммы продаж;
  • в процентах от стоимости чистой продукции;
  • в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.

При росте качества результатов работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально. Например, для того чтобы повысить показатель готовности сбытовой си­стемы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Рост готовности к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но уже в области высокого сервиса) потребует совершенно иных ре­сурсов — издержки на содержание страхового запаса в этом случае необходимо будет увеличить более чем на 13%.

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией про­цесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечива­ют возможности идентификации всей цепочки затрат, свя­занных с тем или иным процессом. Основная причина зак­лючается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как мате­риальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимо­действуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в круп­ные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, при­нятые в одной функциональной области, приводят к непред­виденным результатам в других, смежных с ней областях.

Проблемы, связанные с определением суммарного воз­действия системы движения материальных потоков на об­щую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Ло­гистика по своей природе "пронизывает" предприятие, ока­зывая существенное воздействие на множество его подси­стем. Традиционные системы учета не позволяют опреде­лять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, для того, чтобы выполнить заказ клиента, необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, провер­ка кредита, оформление документов, комплектация заказа, доставка, выставление счета. Расходы, связанные с общим процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально орга­низованного учета весьма сложно.

Например, одно из предприятий пищевой промышленно­сти Москвы при организации товароснабжения мелкорознич­ной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных мар­шрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному при­знаку, т. е. одинаковые товары, заказанные разными магази­нами, собирались на одном поддоне[1]. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из раз­ных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руко­водство завода в необходимости осуществления предваритель­ной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент — повы­шение эффективности использования транспорта. Комплекта­цию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, насколько здесь увеличились затраты ре­сурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.

Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реализации расходуются ресурсы — это управ­лять автомобилем с завязанными глазами.

Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального по­тока. Наличие данной системы учета позволяет использо­вать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Подводя итог, сформулируем основные проблемы, свя­занные с учетом издержек в логистике:

  • высокая доля затрат на операции, связанные с про­движением товарных и материальных ресурсов в сферах про­изводства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимо­сти работ на большинстве из этих операций;
  • отсутствие, в общем случае, при традиционно орга­низованном учете критерия принятия решений по рацио­нальной организации логистического процесса;
  • резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества результатов их фун­кционирования, характерной для конкурентных рынков.

6.2. Требования к системам учета издержек в логистике

Задачей учета издержек в логистике является обеспе­чение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы[2]. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета из­держек производства и обращения участников логистичес­ких процессов должны:

  • выделять затраты, возникающие в процессе реали­зации функций логистики;
  • формировать информацию о наиболее значимых зат­ратах;
  • формировать информацию о характере взаимодей­ствия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возмож­ность использовать важный критерий построения оптималь­ного варианта логистической системы — минимум совокуп­ных издержек на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издер­жек должна позволять определять, приносит ли конкрет­ный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

Для эффективной калькуляции издержек нужно:

  • точно определить конкретные затраты, которые сле­дует включить в схему анализа;
  • установить временные рамки затрат;
  • отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;
  • установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подраз­деления предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать ин­формацию о наиболее значимых затратах, а также о харак­тере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 35).

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслужива­нием клиента, какова доля в них каждого из подразделе­ний. Суммируя все расходы по горизонтали, можно опре­делить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 36). Таким образом, оказываются детерминированными как по­казатели сквозного материального потока, так и отдель­ные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по процессам предполагает:

  • во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений;
  • во-вторых, определение изменения затрат, вызван­ного отказом от данного процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если, например, дан­ный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

6.3. Особенности учета логистических издержек

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприя­тия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению про­цессом требует соответствующего перехода от учета издер­жек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательно­сти, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна лишь ме­неджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат но процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логис­тике от финансового отчета:

  • отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разгла­шается сторонним организациям;
  • отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;
  • структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных тре­бований к логистическим решениям и коммуникациям в кон­кретной компании, чем от инструкций к финансовой отчет­ности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице 11.

Таблица 11 – Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью

Сравнительные характеристики

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты

Цели

Оптимизация материальных потоков

Контроль администрации, предоставление надежной базы для поставщиков

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность для принятия решения в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Основное внимание (временной аспект)

Настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению

Нормированные законом и профессиональными организациями

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты вклю­чить в анализ и каким образом их распределять — вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логи­стическим факторам, которые неподконтрольны менедже­рам организации.

Из-за субъективного характера процесса распределе­ния издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логис­тических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

6.4. Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам.

В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки — изменяются про­порционально изменению объема деятельности.

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосред­ственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполне­нием конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транс­портировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запа­сами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) — не связаны непос­редственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата води­теля, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также адми­нистративные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческо­му влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответствен­ности

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполага­ется, что эти издержки регулируются на уровне компа­нии в целом.

В зависимости от вида логистической функции издерж­ки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми мож­но хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рас­сматриваются в следующих двух параграфах.

6.5. Издержки на создание и поддержание запасов

Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп:

  • затраты на текущее обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы;
  • затраты па инвестированный в запасы капитал. Здесь возможны два варианта:
  1. запасы созданы с использованием заемных средств. Издержки на инвестированный капитал определяются в этом случае процентной ставкой банковского кредита;
  2. запасы созданы с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на пред­приятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства;
  • затраты на хранение запасов. Сюда относятся расхо­ды на аренду складского помещения, амортизационные от­числения, оплату электроэнергии, заработную плату склад­ского персонала и специалистов;
  • риски, связанные с содержанием запасов. В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следую­щие виды потерь:
  1. потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это отно­сится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции);
  2. риск превышения норм естественной убыли;

Риски могут быть сокращены при сокращении времен­ных циклов. Риски содержания запасов проявляются в таких свой­ствах продукта, как:

  1. способность к порче (для продовольственных товаров);
  2. повреждение в процессе транспортировки;
  3. повреждение в процессе грузопереработки;
  4. пожароопасность.

Риски требуют дополнительных затрат для обеспече­ния сохранности груза при транспортировке, грузоперера-ботке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы дол­жны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспорти­ровку возрастают. Оценка стоимости риска в денежной форме произво­дится:

  1. через расходы на страхование;
  2. через тарифы и ставки страховых премий.

Точно определить затраты по содержанию запасов, как правило, достаточно сложно. На практике может ис­пользоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса в виде процента от стоимости запаса. В работе Ю. И. Рыжикова (со ссылкой на зарубежные ис­точники) указывается, что на практике допустимы значе­ния от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 цен­тов на доллар[3].

6.6. Транспортно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам относят:

  • затраты, связанные с организацией заказа и его ре­ализацией;
  • расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;
  • издержки пополнения запаса.

Включают расходы на формирование сети поставщи­ков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительс­кие и командировочные и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зави­сящие от расстояния.

К переменным затратам относят:

  • затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;
  • затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и ма­териалы);
  • заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);
  • амортизацию подвижного состава в части, касающей­ся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

  • затраты на содержание производственно-техничес­кой базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
  • расходы на оплату труда административно-управлен­ческого персонала;
  • накладные и прочие расходы.


[1] Возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне собираются разные товары, предназначенные одному магазину.

[2] При максимально широком подходе — от первичного источника сырья до конечного потребителя.

[3] Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами. СПб: Питер, 2001. С. 56.


Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  Управление материальными потоками АВС анализ Показатели логистики  Функциональные области логистики Функционирование предприятия Производственно хозяйственная деятельность предприятия Организация коммерческой деятельности предприятия  Финансово-экономическая деятельность предприятия  

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//