ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Логистические системы

 
4.1. Понятие системы

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономичес­кого механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и со­вершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вна­чале определение общему понятию системы, а затем опре­делим, какие системы относят к классу логистических.

В Энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия "система": "Система (от греч. — це­лое, составленное из частей; соединение) — множество эле­ментов, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, образующих определенную целостность, единство".

Данное определение хорошо отражает наши интуитив­ные представления о системах, однако целям анализа и син­теза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия "система" воспользуемся сле­дующим приемом. Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то мож­но утверждать, что данный объект является системой.

Существуют четыре свойства, которыми дол­жен обладать объект, чтобы его можно было считать сис­темой.

Первое свойство (целостность и членимостъ). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействую­щих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы — это лишь объек­ты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественны­ми, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной не­обходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информацион­ные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внут­ри системы должны быть более мощными, чем связи от­дельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системофор-мирующих факторов у элементов системы лишь предпола­гает возможность ее создания. Для появления системы не­обходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. опреде­ленную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). На­личие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, при­сущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдель­ных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе: между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобран­ной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база — со­вокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные окружающие нас объекты тоже являются системами.

4.2. Понятие логистической системы

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т.д. В логистический процесс вовлечены раз­личные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самих движу­щихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих про­хождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то орга­низована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводящая система. Традиционно эти системы специально не проекти­руются, а возникают как результат деятельности отдель­ных элементов (различных предприятий, или же подразде­лений одного предприятия).

Логистика ставит и решает задачу проектирования гар­моничных, согласованных материалопроводящих (логисти­ческих) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в раз­резе каждого из четырех свойств, присущих любой систе­ме и рассмотренных в предыдущем параграфе.

Первое свойство: система есть целостная совокуп­ность элементов, взаимодействующих друг с другом. Деком­позицию логистических систем на элементы можно осуще­ствлять по-разному. На макроуровне при прохождении ма­териального потока от одного предприятия к другому в ка­честве элементов могут рассматриваться сами эти предпри­ятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем[1]:

ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОД­СТВОМ — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Как видим, элементы логистических систем разнокаче­ственные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функ­ционирование каждого из элементов логистической системы.

Второе свойство (связи): между элементами ло­гистической системы имеются существенные связи, кото­рые с закономерной необходимостью определяют интегра-тивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологис­тических системах элементы связаны внутрипроизводствен­ными отношениями.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет организа­цию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качества­ми, не свойственными ни одному из элементов в отдельно­сти. Это способность поставить нужный товар в нужное вре­мя, в нужное место, необходимого качества, с минималь­ными затратами, а также способность адаптироваться к из­меняющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя тех­нических средств и т. п.).

Интегративные качества логистической системы позво­ляют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю сре­ду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возни­кающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма — подъемно-транспортная техника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую инфор­мационную систему. По размерам этот организм может за­нимать территорию завода или предприятие оптовой тор­говли, а может охватывать регион или выходить за преде­лы государства. Он способен адаптироваться, приспосабли­ваться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение логистической системы гла­сит: логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистичес­кие функции. Она, как правило, состоит из нескольких под­систем и имеет развитые связи с внешней средой. В каче­стве логистической системы можно рассматривать промыш­ленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально воз­можной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупа­ются средства производства. Они в виде материального по­тока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логис­тической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Выделение границ логистической системы на базе цик­ла обращения средств производства получило название принципа "уплаты денег — получения денег".

4.3. Виды логистических систем

Логистические системы, как уже отмечалось, подраз­деляют на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватываю­щая предприятия и организации промышленности, посред­нические, торговые и транспортные организации различ­ных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система пред­ставляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, ох­ватывающей разные страны, необходимо преодолеть труд­ности, связанные с правовыми и экономическими особенно­стями международных экономических отношений, с неоди­наковыми условиями поставки товаров, различиями в транс­портном законодательстве стран, а также ряд других ба­рьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосу­дарственных программах требует создания единого эконо­мического пространства, единого рынка без внутренних гра­ниц, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подси­стемами, структурными составляющими макрологистичес­ких систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют со­бой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные произ­водства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными мик­рологистическими системами устанавливаются на базе то­варно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако осно­ва их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подраз­деления внутри фирмы, объединения либо другой хозяй­ственной системы, работающие на единый экономический результат.

Выделяют три вида логистических систем: логистичес­кие системы с прямыми связями, гибкие и эшелонирован­ные (рис. 23).
 
 
Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потреби­телю, минуя посредников (рис. 23а).

Эшелонированные логистические системы. В таких си­стемах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 23, б).

Гибкие логистические системы. Здесь движение мате­риального потока от производителя продукции к ее потре­бителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 23, в).


[1] При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже под­систем сама разворачивается в сложную систему.
 
 
{SITELINK-S229}возврат к предыдущей темы{/SITELINK}         {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}                {SITELINK-S231}переход к новой теме{/SITELINK}   

Глоболизация Управление рисками Природоохранная деятельность Материальные потоки и логистические операции Логистические операции Методы логистики  Капитал предприятия Распределение прибыли предприятия Инвестиционная политика предприятия Кадровая служба 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//