ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Показатели логистики

 

5.11. Задача "сделать или купить"

Задача "сделать или купить" заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комп­лектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу или же покупать комплектующее (услугу) у другого производите­ля. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно — зада­ча MOB[1], решение которой зависит от ряда внешних фак­торов, а также от условий на самом предприятии.

Таблица 9 – Возможный алгоритм дифференциации ассортимента на группы X, Y и Z

Группа

Интервал

X

0≤v<10%

Y

10%≤v<25%

Z

25%≤v<∞

Таблица 10 – Порядок проведение анализа XYZ

Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента

Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициентов вариации

Построение кривой XYZ

Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z

 
 Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономи­ке. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колеба­ний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчи­во функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость ком­плектующих (работ) скорее обеспечит производитель, ко­торый специализируется на их производстве. Поэтому, от­казываясь от собственного производства и принимая реше­ние о закупке комплектующих изделий у специализиро­ванного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попада­ет при этом в зависимость от окружающей экономической среды, Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким обра­зом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обуслов­ливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, про­тив собственного производства должно быть принято в слу­чае, если:

  • потребность в комплектующем изделии невелика;
  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного про­изводства принимается в том случае, когда:

  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посред­ника), при выборе между услугами перевозчика и создани­ем собственного парка транспортных средств, при приня­тии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

5.12. Показатели логистики

Логистика как наука и сфера профессиональной дея­тельности характеризуется научностью и конкретностью. Научность логистики подразумевает выполнение под­робных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.

Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятель­ности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной при­былью.

Научность и конкретность логистики обеспечивают воз­можность оценки реакции процесса на те или иные управ­ленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным пото­ком появляется лишь тогда, когда создана возможность из­мерения характеристик этого потока.

Рассмотрим показатели, которые применяют для ха­рактеристики состояния логистики.

1. Средний запас на складе. Показатель может опреде­ляться как в натуральном, так и в стоимостном выраже­нии, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся вели­чиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчи­тывают средний запас, используя при этом формулу сред­ней хронологической:

Зср1 = (3н + 3к) / 2,

где Зср1 — средний запас за первый период;
3н — запас на начало первого периода;
3к — запас на конец первого периода.

Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:

3срn = (Зср1 + Зср2 + … + Зсрсрn) / n,

где 3срn — средний запас за n периодов.

2. Товарооборачиваемостъ — характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обраще­ния товаров.

2.1. Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколь­ко раз в течение одного периода продается и возобновляет­ся имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:

Сто = О / Зср,

где О — товарооборот за период;
3ср — средний товарный запас за период.

Для торговой системы следует учитывать чистый обо­рот, т. е. без учета внутрисистемного оборота. Скорость товарооборота может рассчитываться по от­дельным складам, по отдельным позициям ассортимента.

Если запас является производственным, то расчетный показатель будет называться скоростью оборота, который может рассчитываться отдельно по каждому виду ресурсов

2.2. Время обращения товаров (Т) показывает продол­жительность периода, в течение которого реализуется за­пас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле:

Т = (3ср×t) / О,

где 3ср — средние товарные запасы за период;
t — число дней в периоде.

Товарооборот здесь также должен быть освобожден от повторного счета. Следует отметить, что снижение Т по­зволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения. Как следует из формул, приведенных в п. 2.1 и 2.2, по­казатель времени обращения товаров обратно пропорцио­нален показателю скорости товарооборота, т.е.

Т = t / С.

3. Готовность к поставке (Гп). Данный показатель мож­но использовать как для оценки собственного уровня сер­виса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщи­ком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к по­ставке, используемые в логистике.

Гп = Чвз / Чо × 100%,

где Чвз — число выполненных заказов;
Чо — общее число поступивших заказов.

Гп = т / М × 100%,

где т — фактический объем поставок в количественном выражении;
М — объем заказа в количественном выражении.

Гп = Сф / Сз,

где Сф — стоимость фактически реализованного товара;
Сз — суммарная стоимость заказанного товара.

4. Доля запасов в обороте (Дз):

Дз = 3ср / О × 100%.

5. Затраты на связанный капитал (Ик). Данный пока­затель характеризует объем омертвленного в запасах капи­тала:

Ик = (3ср × tхр × К) / 100%,

где tхр — период времени, в течение которого хранится запас;
К — процентная ставка на капитал.

6. Характеристика дисциплины поставок — показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной про­дукции, а также фактических сроков поставок с соответ­ствующими обязательствами по договору.

Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:

  • наличие в поставленной партии дефектного товара;
  • наличие в поставленной партии товара, который покупатель не заказывал;
  • отсутствие в поставке полного комплекта заказанных покупателем товаров;
  • наличие поставок с опозданием;
  • наличие преждевременных поставок.

Могут использоваться также и другие показатели, от­ражающие степень исполнения поставщиком значимых ус­ловий договора.

7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более зна­чима деятельность по упорядочению материальных потоков:

Дл = Сл / О × 100%,

где Сл — затраты на логистику за период;
О — товарооборот за период.

К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:

  • размещение заказов;
  • транспортировка на предприятие;
  • склад снабжения;
  • внутрипроизводственные перемещения;
  • склад готовой продукции;
  • операции по отгрузке;
  • доставка покупателю.

Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в лотстических про­цессах, но не вошедшие в представленный выше список.

8. Характеристика работы склада представлена че­тырьмя группами показателей, характеризующих интенсив­ность работы склада, эффективность использования склад­ских площадей, уровень сохранности грузов и общие фи­нансовые показатели:

8.1. Показатели, характеризующие интенсивность ра­боты склада:

8.1.1. Грузооборот склада (Г) — показатель, характе­ризующий мощность склада:

Г = Q / Т,

где Q — количество тонн, поступивших на склад (или реа­лизованных со склада) за период времени Т;
Т — продолжительность периода времени.

8.1.2. Грузоперерабогпка (Гпр) — показатель, характе­ризующий трудоемкость работы склада:

Гпр = ∑ Гi,

где Гi— грузооборот отдельного i-го участка склада;

При расчете грузопереработки необходимо учесть так­же объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками;

8.1.3. Удельный грузооборот склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2:

Гуд = Г / S,

где S — площадь склада.

8.1.4. Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кн):

Кн = Гмакс / Гср,

где Гмакс — грузооборот самого напряженного месяца;
Гср — среднемесячный грузооборот склада.

8.1.5. Суммарная работа склада:

Рск = Зсрт ×3срд,

где Зсрт — запас средний в тоннах;
3срд — запас средний в днях.

8.2. Показатели, характеризующие эффективность ис­пользования складских площадей:

вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые можно разместить на складе;

  • полезная площадь склада;
  • коэффициент использования площади склада;
  • коэффициент использования объема склада;
  • грузонапряженность склада. Характеризует ис­пользование грузовой площади склада.

8.3. Показатели, характеризующие уровень сохраннос­ти груза, а также:

  • число случаев хищения товаров;
  • число случаев порчи товаров по вине работников склада.

8.4. Показатели, характеризующие финансовые результаты работы склада:

  • расходы складов. Определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме административных расходов;
  • себестоимость хранения грузов. Рассчитывается как средняя величина по всем складам и определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к числу тонно-суток хранения.

В завершение параграфа приведем перечень наиболее часто используемых показателей логистики на предприя­тиях Германии[2]:

  • отношение числа заказов к выбранному периоду времени;
  • потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;
  • затраты на персонал, отнесенные к периоду времени;
  • количество персонала;
  • количество пропусков по болезни;
  • доля запасов по отношению к обороту;
  • стоимость заказов к периоду времени;
  • среднее наличие на складе.
  • различие в показателях инвентаризации к количе­ству инвентаризаций;
  • количество отсутствующих на работе;
  • стоимость наличия на складах, отнесенная к свя­занному капиталу;
  • число складских позиций;
  • продолжительность оборота склада;
  • среднее время восстановления запаса;
  • количество (частота) оборотов;
  • стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;
  • уровень готовности к поставкам;
  • доля запасов в обороте;
  • доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);
  • число позиций заказов за период времени;
  • средняя продолжительность хранения на складе;
  • отношение затрат на складирование к площади склада;
  • доля сторонних организаций в обороте.


[1] В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, т. е. изготовленных свои­ми силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтерна­тивные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда скла­дов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

[2] Источник: Промышленная логистика: Конспект лекций //Кафедра и ин­ститут организации труда при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе; Аахен. Германия /Адапт. пер., сокр. и обраб. А. В. Проскуряков, Н.К. Моисеева, Н.Т. Савруков, А.Н. Пьлищенко. СПб.: Политехника, 1994.


Финансовые инвестиции Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  Управление материальными потоками АВС анализ Логистические затраты Функциональные области логистики Функционирование предприятия Производственно хозяйственная деятельность предприятия Организация коммерческой деятельности предприятия  

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//