ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...

Купить кресло пуф и пуфы boomhome.ru/pufy-i-banketki.html.


Понятие логистики - продолжение

 

1.3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

 

Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптималь­ных.

При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий — звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

 

            На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

 

 

При логистическом подходе на предприятии выделя­ется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического под­хода к управлению материальными потоками от традици­онного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методоло­гической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
 
1.4. Предпосылки развития логистики

 

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

резкого снижения себестоимости товара;

повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса. В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охва­тывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается рез­кое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

превращение рынка продавца в рынок покупателя;

обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет сни­жения себестоимости продукции и улучшения качества по­ ставок;

энергетический кризис;

научно-технический прогресс и в первую очередь компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.
 

1.5. Этапы развития логистики

 

В современной экономике выделяют три этапа совер­шенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использова­нием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

Существующие как бы отдельно потоки материа­лов в производстве, хранении и транспортировании мо­гут быть взаимоувязаны единой системой управления.

Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный эко­номический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения реша­лись и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функ­ционирования складов, оптимизация транспортных марш­рутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспе­чить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмеча­лось, заключается в совместном решении задач по управ­лению материальными потоками, например, совместное ре­шение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгруз­ки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают ра­ботать на один экономический результат по единому гра­фику и по единой согласованной технологии. Тара, в кото­рой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции уча­стников процесса продвижения материального потока к ко­нечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 6.

 

 

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требу­ются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логисти­ки расширилась и стала охватывать производственный про­цесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характери­зуются следующим:

быстрый рост стоимости физического распределения;

рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

долгосрочное планирование в области логистики;

широкое использование компьютеров для сбора ин­формации и контроля за логистическими процессами;

централизация физического распределения;

резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

четкое определение действительных издержек рас­пределения;

определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечно­ го потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достиг­нутая в 80-е гг., представлена на рис. 7.

 

 

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременно­го выполнения заказов, улучшить использование оборудо­вания.

Третий этап относится к настоящему времени и ха­рактеризуется следующим:

появляются фундаментальные изменения в органи­зации и управлении рыночными процессами во всей миро­вой экономике;

современные коммуникационные технологии, обес­печивающие быстрое прохождение материальных и инфор­мационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя;

развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфе­ре логистики;

концепция логистики, ключевым положением кото­рой является необходимость интеграции, начинает призна­ваться большинством участников цепей снабжения, произ­водства и распределения;

совокупность материалопроводящих субъектов при­
обретает целостный характер (рис. 8).
 
 
{SITELINK-S199}возврат к началу главы{/SITELINK}             {SITELINK-S207}продолжение темы{/SITELINK}           {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}

Формы организации общественного производства Производственный процесс и принципы его организации Концентрация производства, показатели оценки Производственное кооперирование и специализация Экономическое значение комбинирования Понятие логистики - продолжение Концепции и функции логистики Концепции и функции логистики - продолжение Рефераты по экономике предприятия Методы оценки экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//