ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Управление материальными потоками

 

5.4. Экспертные системы в логистике

Под экспертными системами в логистике понимают спе­циальные компьютерные программы, помогающие специа­листам принимать решения, связанные с управлением ма­териальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспер­тов, работающих в разных областях. Труд высококвалифи­цированных экспертов стоит дорого, однако, как правило, требуется не повседневно. Возможность получить совет эк­спертов по разным вопросам посредством обращения к ком­пьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи, повышает производительность труда персонала, и, в то же время, не требует затрат на содержание штата высокооплачиваемых специалистов.

Применение экспертных систем позволяет:
- принимать быстрые и качественные решения в об­ласти управления материальными потоками;
- готовить опытных специалистов за относительно бо­лее короткий промежуток времени [1];
- сохранять "ноу-хау" компании, так как персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы ком­пании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе;
- использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и т. п. рабочих местах.

К недостаткам экспертных систем следует отнести огра­ниченную возможность использования "здравого смысла". Логистические процессы включают множество операций с разнообразными грузами. Учесть все особенности в эксперт­ной программе невозможно. Поэтому для того, чтобы не по­ставить коробку весом 100 кг на коробку весом 5 кг, "здра­вым смыслом", дополняющим знания экспертной системы, должен обладать пользователь.

Экспертные системы применяются на различных ста­диях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени. Например, на складе при принятии решения о пополнении запа­сов, когда менеджеру необходимо оценить большой объем разнообразной информации: ожидаемые цены с учетом за­купаемых товаров, тарифы на доставку, необходимость од­новременного пополнения запасов по разным позициям ас­сортимента и т. д. Использование здесь экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.

В качестве примера использования экспертных систем в складском хозяйстве приведем систему Inventory Management Assistant, IMA ("помощник в складском менеджменте"), разработанную для логистического отдела Военно-воздуш­ных сил США. Отдел обслуживает свыше 19 000 самоле­тов по всему миру. Складская система отдела содержит 916 000 наименований запасных частей для самолетов. Цель создания IMA — помощь персоналу складов при решении задач, связанных с управлением запасами. Использование названной экспертной системы позволило на 8—10% по­высить эффективность решения обычных проблем. Эффек­тивность решения вопросов в сложных ситуациях возрос­ла на 15—18%.

5.5. Определение и основные принципы системного подхода
 
 Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, склад­ские, транспортные звенья. Организуют и направляют ма­териальный поток разнообразные участники логистическо­го процесса.

Методологической основой сквозного управления мате­риальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход — это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотре­ние объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система яв­ляется интегрированным целым даже тогда, когда она со­стоит из отдельных разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комп­лекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей це­лью: раскрыть его интегративиые свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем ха­рактеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъяв­ляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным.

В качестве примера вновь обратимся к схеме движе­ния сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедре­нии мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособ­ленная к транспортированию, хранению и выполнению ос­тальных технологических операций с сахарным песком, упа­кованным именно в мешки? Не исключено, что в ее рабо­те произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода ре­шение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация со­вокупного материального потока.

Системный подход не существует в виде строгой мето­дологической концепции. Это своего рода совокупность по­знавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные иссле­дования.

При формировании логистических систем должны учи­тываться следующие принципы системного подхода:

принцип последовательного продвижения но этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуров­не, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;

- принцип согласования информационных, надежнос­тных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
- принцип отсутствия конфликтов между целями от­ дельных подсистем и целями всей системы.
 
 
5.6. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем
 
Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем. Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы при классичес­ком подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно.

На первом этапе определяются цели функционирова­ния отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анали­зируется информация, необходимая для формирования от­дельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют ра­ботоспособную систему.

В отличие от классического системный подход предпо­лагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Определяются и формулируются цели функционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функциони­рования системы и ограничений внешней среды определя­ются требования, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза си­стемы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.

 
5.7. Пример классического и системного подходов к организации материального потока
 
Различные подходы к организации материального по­тока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участники этого процесса: предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых продовольственных магазинов изображены на рис. 28.
 

Рис. 28. Участники процесса товароснабжения розничной торговой сети бакалейными товарами

Рассмотрим два варианта организации материаль­ного потока, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название "самовывоз", второй — "централизованная доставка".

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками:

- отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;
- на складах предприятия оптовой торговли, на транс­порте и в магазинах применяются исторически сложивши­еся технологические процессы грузопереработки, не согла­сованные между собой. Некоторое согласование имеет мес­то лишь в местах передачи груза;
- ни предприятие оптовой торговли, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта, главное — вывезти товар;
- отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары;
- возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков "самовывоза" показы­вает, что у участников логистического процесса отсутству­ет единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непос­редственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение со­вокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три самостоятельно сформированные подсисте­мы:
- подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах предприятия оптовой торговли;
- подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
- подсистема, обеспечивающая его обработку в мага­зинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значитель­ной степени механически. Несмотря на это, в целом они об­разуют работоспособную систему, обеспечивающую прохож­дение совокупного материального потока по всей цепи: «предприятие оптовой торговли -> транспорт -> магазины».

Вариант 2 (централизованная доставка) характери­зуется следующими признаками:

- участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организаци­онное руководство рабочей группой возлагается на замес­тителя председателя правления потребсоюза;
- исторически сложившиеся технологические процес­сы на предприятиях — участниках логистического процес­са корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
- разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
- разрабатываются оптимальные маршруты и графи­ки завоза товаров в магазины;
- создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта орга­низации материального потока показывает, что для цент­рализованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант явля­ется примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокуп­ного материального потока по цепи: «предприятие оптовой торговли -> транспорт -> магазины».

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. си­стемный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:
- повысить степень использования материально-техни­ческой базы, в том числе транспорта, складских и торго­вых площадей;
- оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;
- повысить качество и уровень логистического сервиса;
- оптимизировать размеры партий товаров.


[1] Обращение с экспертными программами за короткий промежуток времени формирует опытного специалиста. В то же время задача повышения обуча­ющих возможностей экспертных систем является сегодня актуальной, так как большинство программ не объясняют пользователю причин рекоменду­емых решений.
 
{SITELINK-S231}назад{/SITELINK}         {SITELINK-S198}в содержание{/SITELINK}         {SITELINK-S357}на другую страницу{/SITELINK}

Технико экономическое обоснование проекта  Финансовая состоятельность Финансовые инвестиции Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  Методы оценки эффективности инвестиционных проектов  АВС анализ Показатели логистики  Логистические затраты Функциональные области логистики Функционирование предприятия 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//