ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...

Если нужна банковская гарантия без залога банк Сызрани


Закупочная логистика

 

Глава 8. Закупочная логистика

8.1. Сущность закупочной логистики

Закупочная логистика — это управление материаль­ными потоками в процессе обеспечения предприятия мате­риальными ресурсами

Значимым элементом микрологистической системы яв­ляется подсистема закупок, организующая вход материаль­ного потока в логистическую систему. Управление матери­альными потоками на данном этапе имеет известную спе­цифику, что объясняет необходимость выделения закупоч­ной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и тор­говое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рас­смотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одно­временно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию це­лей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  • элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализа­цию целей этого предприятия;
  • самостоятельной системой, имеющей элементы, струк­туру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабже­ния на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снаб­жения устанавливает хозяйственные связи с поставщика­ми, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой това­ров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечи­вает "ввязывание" предприятия в макрологистическую сис­тему. Идея логистики — получение дополнительной прибы­ли от согласованности действий всех участников — требу­ет, чтобы персонал службы снабжения добивался реализа­ции целей собственного предприятия не как изолирован­ного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собствен­ное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей мак­рологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макро­логистической системы: улучшается положение всей сис­темы — улучшается положение предприятия как ее эле­мента [1].

Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера [2]. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие парт­нерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии "моя хата с краю..." сегод­ня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.

В логистике отношения с поставщиками должны стро­иться на следующих принципах:

  • обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы;
  • не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
  • знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
  • проявлять готовность помочь в случае возникновения проблему поставщика;
  • соблюдать принятые на себя обязательства;
  • учитывать в деловой практике интересы поставщика.

Служба снабжения предприятия начинает решать за­дачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием постав­щиков.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовав­шего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохожде­ние материального потока в цепи снабжение—производ­ство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованнос­ти действий по управлению материальными потоками меж­ду службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, систе­ма MPП) обеспечивают возможность согласования и опера­тивной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масш­табе времени [3].

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строить­ся на основе современной концепции маркетинга, т. е. вна­чале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, — стратегия развития производства и уже за­тем — стратегия снабжения производства. Следует отме­тить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в кон­цептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи техни­ко-технологической согласованности с поставщиками в за­висимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской де­ятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализо­вать концепцию маркетинга, существенно расширяет и до­полняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабже­ния, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенности организации деятель­ности этой службы, с точки зрения возможности эффек­тивного управления материальными потоками, рассмотре­ны в § 8.3.

8.2. Задачи закупочной логистики

Основные вопросы, на которые следует ответить в про­цессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

  • что закупить;
  • сколько закупить;
  • у кого закупить;
  • на каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

  • как системно увязать закупки с производством и сбытом;
  • как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики оп­ределяет состав решаемых в данной функциональной обла­сти задач и характер выполняемых работ.

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупоч­ной логистике.

1. Определение потребности в материальных ресурсах

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирмен­ных потребителей материальных ресурсов. Затем выпол­няется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и дру­гим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатур­ные группы.

Для потребляемых материальных ресурсов может ре­шаться задача "сделать или купить".

2. Исследование рынка закупок

Исследование рынка закупок начинают с анализа пове­дения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифи­цировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источни­ков закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщиков

Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального постав­щика, оценку результатов работы с выбранными поставщи­ками (подробно задача выбора поставщика рассматривает­ся в § 8.5).

4. Осуществление закупок

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Дого­ворные отношения формируют хозяйственные связи, ра­ционализация которых также является задачей логистики.

Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экс­педирование, возможно, организуются таможенные проце­дуры. Завершаются закупки организацией приемного конт­роля.

5. Контроль поставок

Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества реклама­ций и брака. Контроль поставок включает в себя также от­слеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния за­пасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок

Существенной частью закупочной деятельности явля­ются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. Про этом определяют следующие виды затрат:

  • затраты на выполнение заказа по основным видам
    материальных ресурсов;
  • затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
  • затраты на грузолереработку;
  • затраты по контролю за соблюдением условий дого­вора поставки;
  • затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
  • затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.

В рамках проведения экономических расчетов к зада­чам закупочной логистики следует отнести расчет издер­жек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с про­изводством, сбытом, складированием и транспортирова­нием, а также с поставщиками

Это специфическая задача закупочной логистики, ре­шаемая, как было отмечено выше, посредством организа­ции системной взаимосвязи закупок с производством и сбы­том, а также тесных связей с поставщиками в области пла­нирования, экономики, техники и технологии.

8.3. Функция снабжения на предприятии

В соответствии с концепцией логистики в процессе обес­печения предприятия предметами труда должны иметь ме­сто мероприятия по реализации системного подхода к уп­равлению материальными потоками в пределах самой служ­бы снабжения.

В России решение перечисленных в предыдущем пара­графе задач закупочной логистики осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объе­ме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, прин­ципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материаль­ными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 39 представлен вариант организационной струк­туры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделе­ниями. Как видим, задачи, что закупить и сколько заку­пить, решаются дирекцией по производству. Здесь же вы­полняются и работы по складированию закупленных пред­метов труда.

структура логистической службы

Рисунок 39 – Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

Задачи, у кого закупить и на каких условиях заку­пить, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выпол­няются и перечисленные работы по снабжению, т.е. зак­лючаются договоры, контролируется их исполнение, орга­низуется доставка закупленных предметов труда. В резуль­тате функция управления материальным потоком в про­цессе снабжения предприятия сырьем и материалами раз­делена между различными службами и ее эффективная ре­ализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 40, предпола­гает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-тех­ническому снабжению.

Такая структура создает широкие возможности логис­тической оптимизации материального потока на стадии за­купок предметов труда.

структура логистического отдела

Рисунок 40 – Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

8.4. Задача "сделать или купить" в закупочной логистике

В закупочной логистике к задаче типа "сделать или купить" относится принятие одного из двух альтернатив­ных решений:

  • самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
  • закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и постав­ках его потребителям в скомплектованном виде.

Рассмотрим возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непос­редственно у изготовителя:

  • закупая товарные ресурсы у посредника, предприя­тие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В резуль­тате сокращается потребность в запасах, складах, умень­шается объем договорной работы с изготовителями отдель­ных позиций ассортимента;
  • цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует то­вар по следующим ценам:
  1. для мелкооптовых покупателей — 10 руб. за единицу;
  2. для крупнооптовых покупателей — 8 руб. за единицу.

Посредник, закупив крупную партию по 8 руб., разук­рупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 12-процентной наценкой, т.е. по 8,96 руб. за единицу. По­средник может позволить себе это, так как он специализи­руется на разукрупнении партий. Изготовителю разукруп­нение обходится дороже, и он вынужден продавать мелко­оптовые партии по цене 10 руб., а не по 8,96 руб.

  • изготовитель товара может располагаться террито­риально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае мо­гут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.


[1] В качестве простого примера рассмотрим группу способных предприни­мателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объе­динятся и начнут работать не только "на себя", но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, оче­видно, возрастут.

[2] Например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе из­держек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, совместно вырабатывать комплекс техни­ко-технологических и методологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна.

[3] Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку ин­формации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении матери­ального потока в текущий момент времечи и своевременно выдавать соот­ветствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.


В 1943—1945 годах А. С. Бланк — офицер-политработник И смешно и грустно  Как стать миллионером  Основные технико экономические показатели предприятия  Организация нормирования труда на предприятии  Критерии выбора поставщика  Производственная логистика Системы управления материальными потоками  Распределительная логистика Логистический канал, логистическая цепь 

 
   
Книги
Банк рефератов
Курсовые проекты работы
Сборник научных статей

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//