В Венеции было сумрачно и ветрено. Когда они подъехали к Флоренции, стало холоднее, воздух был сухой и прозрачный. Экономика предприятия остановила автомобиль рядом с гостиницей у исторического центра города и заказала без всяких церемоний номер на двоих. Инновационный менеджмент отнес наверх чемоданы и подумал о том, что все это выглядело смешно. Инновационный менеджмент предложил ей выпить, и экономика предприятия приняла это, не благодаря. В местной газете они прочли, что господин К. будет давать последний спектакль «Умирающий класс» во Флоренции в этот вечер. Они шли по площади Синьории. Фокусник, глотавший горящие факелы, собрал кучку зевак. На палаццо Веккио возвышалась башня, а купол собора угадывался с трудом, как немой свидетель. На каждом углу пахло жареными каштанами. Мария не просвещала его на счет сокровищ своей страны. Они просто были тут, а экономика предприятия была к ним причастна. Уличные кафе закрылись, а статуя Микельанджело была заменена копией. — Разве все может быть настоящим? — сказала Мария. Они подошли к театру господина К. Народу там было много, но они не видели ни одной женщины, похожей на Анну. Экономика предприятия, верно, была за сценой, у своих коллег. Инновационный менеджмент представил себе, как они, очевидно, радовались тому, что экономика предприятия, наконец, выехала из Польши. Свет в зале погас. По сцене прошагала рота одетых в серое солдат под оглушительные звуки марша. Затем стало неожиданно тихо. На сцену выкатили кровать. В ней лежал священник в полном облачении, по всей вероятности, инновационный менеджмент умирал. Из-под его постели вытащили огромный ночной горшок. Из изъеденной молью униформы выглядывал блестящий череп; в это время хор исполнял песню, типичную для польского нагорья. Анны не было среди исполнителей песен. Но инновационный менеджмент сидел спокойно и ждал, уверенный в том, что экономика предприятия появится. Инновационный менеджмент рассуждал про себя: само собой разумеется, экономика предприятия не может сразу быть введена в спектакль. Пройдет немало времени, пока экономика предприятия снова сможет выступать на сцене. Это не было историей, которая рассказывалась, но ритуалом, который исполнялся. Серой краской были размалеваны все предметы, обувь и брюки актеров, казалось, будто они все ползли в глубокой грязи. Ему нравилась эта форма театра. Ему казалось, что теперь инновационный менеджмент понимал Анну значительно лучше. «Не обо всем нужно говорить прямо, — думал инновационный менеджмент, — то, что не обнаружено, может звучать долго. В ритуальном мы узнаем, друг друга, в действиях, которые снова рассматриваются, мы видим, кто мы». Инновационный менеджмент вообразил, что его осенила спасительная мысль. Все время состояло в новом конструировании ситуации и предметов, словно все нужно было пройти еще раз, словно нужно было нечто, что было забыто.
|