ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


Неформальная экономика:все в тень

 
Все в тень
Долгое время в нашей науке причины ухода бизнеса в тень пытались понять исключительно по схеме перуанского экономиста Эрнандо де Сото. Она проста: есть «цена подчинения» закону и «цена избегания» закона. Мечта любого нелегала – легализоваться, и он немедленно это сделает, как только подчиняться закону будет дешевле, чем избегать его. Цена избегания – это не только штрафы, взятки, но и масса упущенных возможностей развития бизнеса в нелегальном статусе. Но эта схема, в принципе правильная, не совсем применима к России.
В 1990-е годы, с появлением первых легальных предпринимателей, население стало ненавидеть чужое богатство больше, чем собственную бедность. Параллельно протекали три процесса. Первый – масса людей искала новое место под социальным солнцем, ничего не умея и не желая, кроме как «оберегать государство». Второй – социальный заказ на «твердую руку». И третий – набирающее обороты предпринимательство, создающее новые ресурсы. Достаточно быстро, к началу 2000-х годов, эти процессы сошлись в одной точке и привели к тому, что армия готовых к «распилу» представителей власти получила политическую поддержку и новые, созданные предпринимателями, ресурсные возможности. Было что и под какими знаменами «распиливать».
Предприниматели очень быстро почувствовали это на себе. Рыночная бравада независимых предпринимателей пошла на убыль. Без тесной связи с представителями государства в их невообразимом разнообразии становилось все труднее продолжать бизнес. Пожарные, санитарные врачи, налоговики, таможенники, прокуроры, разномастные инспекторы и другие блюстители государственных интересов наступали единым фронтом. Воевать было глупо ввиду превосходящих сил противника, а дружить означало признать право служивых получать свою «долю». Фактически это был второй налог, который собирался не в бюджет государства, а в неформальную кассу ведомства, лимитирующего на правах распорядителя государственных ресурсов возможности бизнеса. Особым ресурсом было право на насилие, чуть было не отобранное у государства рэкетом в начале 1990-х годов. Победа над альтернативным агентом насилия резко повысила ставки поборов со стороны государственных силовых структур.
Признание неформальных правил игры могло проходить как в форме подарков, взяток, откатов, так и в виде лояльности идее «социальной ответственности» бизнеса. Последнее означало «спонсорские» взносы бизнеса в бюджеты властных и правоохранительных органов, а также посильное участие в строительстве спортивных объектов, реставрацию храмов и иные финансовые вложения в дружбу с властью. Оправдывая себя тем, что таким отступным нет альтернатив, многие предприниматели расслабились и начали получать удовольствие, сообразив, что сотрудничество с властью – это особый бизнес. Стали конкурировать не за потребителей на рынке товаров и услуг, а за право войти в сети «распила» ресурсов, курируемых госорганами.
Но забавная мутация произошла и с представителями государства. В них вдруг проснулся предпринимательский азарт и таланты собственника, творчески изыскивающего способы обогащения. Но исключительно по отношению к бюджетным ресурсам, спускаемым сверху. По отношению же к ресурсам, находящимся в ведении других служб или предпринимателей, отчетливо проснулась озабоченность государственно мыслящего чиновника, пекущегося о наилучшем способе распоряжения этими средствами. Разумеется, лучший способ – взять эти ресурсы под свою опеку.
Собственник по отношению к казенному и активный рейдер по отношению к чужому – вот портрет современного представителя государства. Вопросов, как забрать бизнес у предпринимателей, больше нет. Есть наработанные алгоритмы. Особенно преуспели монопольные распорядители государственного насилия, так называемые «силовики». Рост их претензий легитимируется важностью служения державе в ситуации растущего сепаратизма, наркомании, терроризма, педофилии, бандитизма, хакерства и браконьерства. Стало быть, и «положено» им очень много. Но они «не разводят» на такие траты госбюджет, а решают проблемы сами, находя, где добрать «положенное» им не по закону, но по справедливости. А в России справедливость всегда стояла выше закона.
 этих условиях у бизнеса нет выбора – быть легальным или теневым. Неизбежное сращивание с властью предполагает использование теневых схем бизнеса. Разве можно платить взятки, откаты, строить стадионы, дарить музеям шедевры, оплачивать избирательные кампании за счет прибыли, оставшейся после налогообложения? Это неправда, когда говорят, что теневой бизнес не платит налоги. Он не платит налоги государству. Но обязательно делится с властными инстанциями, от которых зависит. И чем больше зависит, тем больше платит, а стало быть, нуждается в росте теневой составляющей, поскольку легальный бизнес не вынесет двойной нагрузки.
Публичные скандалы вокруг высокопоставленных коррупционеров говорят об усилении борьбы ведомств и элитарных групп за ресурсы. Бюджет как ресурсная копилка внушает тревогу. Уже и газ весь за рубеж идет, не доходя даже до деревень ближайшего Подмосковья, и предпринимателей почти поголовно загнали под всевозможные «крыши», и милицию в полицию переименовали, создав повод для уменьшения числа служивых в ходе аттестации. А ресурсная база «распила» становится все более конфликтной. Бизнес, единственный субъект, созидатель ресурсов, уходит в тень, выводит капиталы за рубеж, продается иностранным инвесторам, сливается с транснациональными компаниями, то есть всячески сопротивляется отъему средств, в чем проявляется его полная «социальная безответственность».
Нынешняя административная конкуренция за ресурсы проходит под знаменами борьбы с коррупцией и должностными злоупотреблениями. Страна не успевает следить, кто на чем попался. Таможенники разоблачили Генпрокуратуру, пользуясь делом «Трех китов». Чекисты отодвинули от кормушки милиционеров, покрывающих игорный бизнес. Политическая риторика и практика государственного управления тянут страну в разные стороны. Думаю, понятно, у кого окажется больше сил.

Планирование инновационной инициативы Зондирование будущего и потенциальные возможности Процесс управления идеями Понятие неформальной экономики Социально-экономические последствия неформальной занятости населения Филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме приглашает принять участие в научном интерактивном семинаре Филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме приглашает принять участие в международной студенческой научно-практической конференции Абитуриенту - 2013 Сроки преддипломной практики Конкурс 'Мистер университет - 2013' 

 
   
Сегментация неформальной экономики
Причины развития неформальной экономики
Дэйтрейдер
Государственные облигации США
Сети электронных коммуникаций
Система Super DOT: торговля «больших ребят»
Закрытый фонд
Разработка процесса управления идеями в XXI веке
Продажа стратегии XXI века
Семь стратегий продажи новых идей: Стратегия 1
Стратегия 2: основное внимание уделите времени, которое понадобится потребителю, чтобы окупить свои затраты
Стратегия 3: экспериментируя, клиенты должны быть в безопасности
Стратегия 4: создавайте рынки для новых товаров и услуг
Стратегия 5: обращайте первыми приверженцев идеи и самых ярых ее противников
Реализация идей
Планирование инновационной инициативы
Зондирование будущего и потенциальные возможности
Процесс управления идеями
Понятие неформальной экономики
Социально-экономические последствия неформальной занятости населения
Неформальная экономика:все в тень
Диалектическая взаимосвязь между формальной и неформальной
Формы проявления неформальной экономической деятельности в постсоветской России
Проблемы оценки масштабов российской неформальной экономики
Экономические последствия неформальной экономики
Новые экономические возможности
Развитие экономики в регионе
Последствия присоединения Крыма
Инновационный лифт
Перспективы развития Крыма в составе РФ
Инновационная инициатива
Закрытый фонд

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//