Среди активистов фашистского подпольного центра был полковник барон Эдуард фон Засс. Он слыл в лагере веселым, общительным человеком, был, как говорится, на все руки мастер. Целые дни барон возился в лагерных  мастерских — столярных, портновских. Его можно было видеть и с молотком, и с гвоздями, торчащими в зубах. Он чинил сапоги или так называемые эрзац-валенки— кожаные ботинки с суконными голенищами, которые застегивались ремнями.
Это давало ему широкую возможность общаться с военнопленными солдатами, унтер-офицерами, младшими офицерами, распространять среди них провокационные слухи о приближающихся «коренных изменениях» на фронте, запугивать колеблющихся. . Он мастерски исполнял песенки в эстрадном оркестре военнопленных, при этом весьма бодро пританцовывал. Песенки в его исполнении «Юлечка, Юлечка аус Буда-Бу-да-Пешт», «Руиг шпильт ди гайге, их танц мит дир унд швайге»1 и другие пользовались успехом у обитателей лагеря. Эти песни слушатели заставляли неоднократно повторять на концертах самодеятельности. Торжественно-грустными и серьезными становились лица солдат и офицеров, когда оркестр исполнял известную немецкую песню «Тоска по Виргинии»; «Тоскую по тебе, Виргиния, родина моя! Тоскую по тебе, моя чудесная страна!» До чего же обманчивой бывает внешность!
Вряд ли кто-либо из ежедневно видевших и слушавших барона фон Засса мог подумать, что это он систематически угрожает расправой в гестапо лагерным антифашистам, что это он до взятия в плен, будучи комендантом города Великие Луки, приказывал сжигать дома, в которых были заперты советские люди. Засс лично руководил казнями военнопленных красноармейцев и узников великолукского гестапо. Он испытывал особое удовольствие, 1 «Юлечка, Юлечка из Буда-Буда-Пештаэ. «-ихо скрипка играет, я молча танцую о тобой». 130 этаким лихим метким выстрелом убивая связанного, измученного советского человека...
|