ГЛАВНАЯ Консультации о поступлении Гостевая книга Мир новостей
 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


все новости...


4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование

 

Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Во многих фирмах необходимо принимать относительно быстрые решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов. В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегать к определенной децентрализации.

Централизованные организации слишком дороги, медленно приспосабливаются и плохо реагируют на потребности клиентов, слишком ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. Рынки конечного использования продукции требуют более быстрой и целенаправленной ответной реакции. Возрастают объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологической продукции. Стратегия все больше смещается от конкурентных условий, основывающихся на ценах и объемах производства, к целям увеличения ценности для клиентов. Это приводит к формированию новых принципов управления, где больше предоставляется свободы сотрудникам, группам. В децентрализованных организациях действия по разрешению проблем могут предприниматься более быстро, большее количество людей принимают участие в достижении конечного результата. Анализ опыта децентрализованных структур позволил выявить следующее:

активнее развиваются профессиональные навыки руководителей, власть и ответственность которых за принятие решений возрастает;

ведет к усилению соревновательности, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции;

руководители могут проявлять больше самостоятельности в осознании и определении своего личного вклада в решение проблем.

Необходимо отчетливо понимать, что процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и расходов. Приходится в частности разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников к переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов. Таким образом, децентрализация предполагает:

большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

решения, принятые на низших уровнях более важны;

различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;

уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.

На соотношение централизации и децентрализации влияют такие исходные факторы: размер организации, технология производства и услуг, окружающая среда:

размер организации влияет, прежде всего, на ее сложность. Если работников очень много  возрастание роли горизонтальной специализации  развитие вертикальной дифференциации. Существует большая зависимость между размерами организации и степенью формализации, т.е. при увеличении размеров возрастает степень формализации => проще управлять;

чем больше рутинность технологии, тем меньше необходимость в функциональных группах. Характер технологии влияет и на степень формализации;

организация должна адаптироваться к своему окружению. Чем больше окружающая среда и многообзорна, тем сильнее организация стремиться к децентрализации.

Учитывая всю совокупность воздействующих факторов, необходимо стремиться к формированию структур, отражающих современные тенденции развития организаций: сокращение уровней управления, общее сокращение управляющих высшего и среднего звеньев, создание более плоской организационной структуры, повышение статуса персонала, ориентированного на инновации, творчество и количественные методы.

Одни из ключевых инструментов эффективного осуществления процессов децентрализации является делегирование. Оно используется когда:

руководителю необходимо время на осуществление дел, которые являются прерогативой высшего звена;

чрезмерная занятость не позволяет самому заняться какой-либо проблемой;

подчиненный может сделать работу лучше, чем руководитель.

Делегирование производится на основе принципов:

передача полномочий осуществляется в соответствии с ожидаемым результатом;

передача полномочий должна осуществляться по линиям управления;

каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий;

передаются только полномочия, старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за  действия своего  подчиненного.
 

{SITELINK-S55}назад{/SITELINK}              {SITELINK-S23}в содержание{/SITELINK}            {SITELINK-S57}вперед{/SITELINK}


1.9. Логистические операции, виды логистических операций 1.10. Понятие и виды логистических систем 2.1. Характеристика методов решения логистических задач 3.4. Классификация принципов организации 4.1. Структурный подход к организации 4.3. Классификация связей 4.4. Типология соединений 4.5. Виды структур организации 4.6. Сетевые организации и их структуры 4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур 

 
   
Краткий курс лекций
Тесты
Презентации
Истории успеха
Истории развития некоторых компаний

Курс Валют Информер
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Чешская крона(CZK)//-//
Фунт стерлингов(GBP)//-//